Охлаждающую жидкость положено менять каждые два года. Если этого не делать, начнут усиленно корродировать внутренности двигателя, подклинивать клапан термостата и портиться помпа. Следствие плохой работы системы охлаждения — перегрев. А если сальник помпы, задубевший от отсутствия смазки, начнет пропускать антифриз в картер, то через несколько километров езды с таким «компотом» мотор «стуканет». Чтобы знали: в большинстве мотоциклетного секонд-хэнда, поступающего в Россию, в радиаторах все что угодно, но только не положенный этиленгликолевый раствор. Свежий антифриз (но ни в коем случае не «Тосол», купленный на придорожном базаре!) содержит группу присадок, предотвращающих внутреннюю коррозию двигателя и поддерживающих резиновые детали системы в нормальном состоянии. Стоит он не так дорого — около $3-4 за литр (емкость системы охлаждения даже литрового спорт-байка обычно не превышает четырех литров), зато экономит немалую сумму на ремонте двигателя.
Сменить жидкость просто — приступим.
Найдите сливную пробку на корпусе помпы, а если ее нет, самую нижнюю точку системы охлаждения. Обычно это шланг, идущий от радиатора к помпе. Откройте заливную горловину радиатора. Открутите сливную пробку или снимите (предварительно ослабив фиксирующий хомут) шланг со штуцера помпы. Будьте аккуратны: прикипевший за долгие годы шланг можно легко порвать, если переусердствовать при одергивании. Если шланг не поддается, попробуйте провернуть его на штуцере, одновременно потягивая из стороны в сторону. Слейте старую жидкость из системы охлаждения в предусмотрительно подставленную емкость. Очистите систему специальной жидкостью для промывки систем охлаждения или, на худой конец, чистой водой. Для этого закрутите сливную пробку или наденьте шланг на штуцер, заполните систему промывочным препаратом и запустите мотор на полминутки — чтобы смыть из него остатки старого антифриза.
Заглушив мотор, опять все слейте. Теперь хомут или пробку можете затягивать как следует — больше ничего сливать не придется. Заполните систему охлаждения новой жидкостью, закройте крышку горловины радиатора и опять запустите на несколько минут двигатель. После этого покачайте мотоцикл из стороны в сторону, чтобы выгнать из магистралей притаившиеся в них пузыри воздуха. Проверьте уровень жидкости под горловиной. При необходимости долейте жидкость.
Теперь переместитесь к расширительному бачку: его содержимое также нуждается в замене. Если бачок снимается легко, — снимите, опустошите, промойте водой и установите на место. Если трудно, — воспользуйтесь клизмочкой, надев на ее носик трубочку подходящий длины, с помощью которой удобно достать до дна расширительного бачка.
Налейте в бачок тот же «свежак», что залили в радиатор до верхней метки. Вот теперь как минимум два сезона можете не беспокоиться за «здоровье» системы охлаждения.