Движение в колонне — не игра в догонялки
Иногда мне приходится слышать от тех, кто предпочитает передвижение на мотоциклах в гордом одиночестве, что езда колонной — не более чем игра в догонялки, «а мы крутые и водим большие мотоциклы, поэтому просто ехать вслед за кем-то — не для нас», заявляют они.
Нет проблем, если кто-то предпочитает ездить в одиночку — пожалуйста. Но я в корне не согласен с мнением о том, что концепция движения в колонне — это просто «гонка за лидером», и хотел бы развеять это заблуждение.
Присоединившись к колонне, ты тем самым выражаешь свое согласие с тем, что теперь ты будешь следовать за ведущим, а прикрывать тебя сзади будет замыкающий. Ты соглашаешься «держать свое место в колонне» (то есть поддерживать необходимую дистанцию и двигаться в шахматном порядке). Кроме того, ты принимаешь на себя обязательство соблюдать основное правило при движении в колонне: «избегать удара в идущий впереди тебя мотоцикл «.
На первый взгляд такие правила, казалось бы, принуждают члена колонны к пассивной роли. Но это не совсем так, и кроме сказанного, для каждого члена команды всегда найдутся другие обязанности. Ты действительно соглашаешься следовать за лидером — но лишь до тех пор, пока ЭТО НЕ ПРИВЕДЕТ К ОПАСНОСТИ. Ты в любом случае должен всегда полагаться только на себя самого и самостоятельно определять, безопасен ли для тебя данный маневр или нет. Другими словами, ты соглашаешься всегда самостоятельно отвечать за свою собственную безопасность. Именно это и подразумевается под фразой, которую мы так часто слышим в разных контекстах: «ride your own ride!» (перевод оставляю на ваше усмотрение 😉 Maxie Max).
Получается, что движение в колонне — вовсе не такое пассивное занятие, как может показаться. Все члены группы всегда играют в ней АКТИВНУЮ роль. Иногда даже слишком.
Ты можешь сказать, что все это лишь игра слов и что несмотря ни на что, активными составляющими колонны все равно остаются ведущий и замыкающий, а все остальные участники не играют в колонне никакой особой решающей роли и их участь — не более чем следовать по пятам за лидером. Специально для таких, как ты, приведу всего лишь несколько примеров, которые, надеюсь, изменят твое мнение.
Не далее как вчера группа из 7 участников на 5 мотоциклах выехала в короткое (150 миль — 241 км) путешествие. Среди нас оказался новичок, который до этого не был знаком ни с кем из нас и не имел опыта вождения мотоцикла в колонне. Мы объяснили ему наши принципы движения и за неделю до поездки вручили соответствующую инструкцию, составленную специально для новых членов нашей группы. Движение мы начали в довольно осторожной манере, учитывая наличие в колонне новичка.
Ведущий решил выделить место для новичка непосредственно передо мной, а я ехал в хвосте колонны. После выхода на трассу лидер не стал сразу развивать крейсерскую скорость и сдвигаться левее, а продолжал держать крайнюю правую полосу, чтобы я смог в течение какого-то времени оценить навыки езды нашего нового партнера.
Я понял, что новичок отлично владеет своим мотоциклом, но проявляет нервозность из-за того, что вынужден находиться в крайней правой полосе (и я, в общем, тоже). Так мы двигались до выезда за черту города, не имея возможности совершать маневры из-за плотного потока.
И вдруг кто-то в группе, не менее нашего желая ускориться и сдвинуться в левую полосу, выступил по рации: «Эй, Гарри, я тут краем глаза заметил, что дорога-то, между прочим, ТРЕХПОЛОСНАЯ». Гарри (во главе колонны) в ответ на это колкое замечание попросил меня заблокировать левую полосу, после чего наша колонна ушла левее.
Ну и что тут такого? Да то, что один из членов группы взял на себя ответственность за фактически принятие решения, спровоцировав всех остальных на ожидание маневра, которого ведь могло и не последовать, потому что я, следуя замыкающим, еще не успел проинформировать лидера относительно навыков нашего новичка! А если бы я увидел, что новичок не в состоянии двигаться с нами дальше в силу отсутствия достаточных навыков, я был бы вынужден запросить остановку [В наших поездках замыкающий обладает большими полномочиями] — при том, что большинство участников после несвоевременного комментария уже начали мысленно готовиться к ускорению, и мой приказ остановиться однозначно привел бы их в замешательство!
Так что мы действительно ожидаем от каждого в нашей группе активных действий, но не стоит делать это ТАК активно и запутывать ситуацию лишь для того, чтобы удовлетворить свой личный интерес. Мы призываем к тому, чтобы каждый участник колонны проявлял активность не только в своих интересах, но и в интересах других.
А вот еще один вчерашний пример. Мы с Elaine отделились от колонны в конце поездки и свернули на другую дорогу, чтобы добраться до дома. Дорога была незнакомой и проходила через холмистую местность со множеством закрытых поворотов, однако нам удавалось поддерживать скорость на уровне 60-70 миль в час (96-112 км/ч); движение было не столь оживленное, и условия позволяли.
На протяжении последних 8 лет мы выбираем Elaine лидером колонны и в этом качестве она уже проехала более 50 тысяч миль — ей хорошо это удается. При приближении к незнакомым виражам она проявляет осторожность, особенно если в группе есть другие участники, кроме нас двоих. При всем при этом иногда она отрывается и закладывает повороты на скоростях, которые превышают рекомендуемое значение на 10-20 миль/час (так, если на знаке указана рекомендуемая скорость 45 миль/час, мы проходим этот поворот на 60, и обычно для нас это нормально).
Так вот вчера вечером мы шли по незнакомой дороге на скорости порядка 70 миль/час (112 км/ч), и тут я замечаю, что впереди нас ждет поворот, перед которым установлен знак «Рекомендуемая скорость 20 миль/час»!!! (32 км/ч). Видимо, Elaine отвлеклась на панель приборов и пропустила знак! Я начинаю понимать, что это уж слишком и нам не удастся вписаться в поворот на этой скорости. Лишь совсем близко от входа в вираж ей удалось сбросить скорость до 30 миль/час (48 км/ч), да и то только потому, что я успел сказать ей о ее ошибке по рации: «Там был знак 20!». Забыл сказать, что та кривая совершенно не просматривалась и нам вплоть до самого поворота не было видно, что находится за ним. Потом уже выяснилось, что все, что успела увидеть Elaine — это ряд стрелок, расположенных за знаком и обозначающих опасный поворот, но она и подумать не могла, что он настолько крутой! Тем не менее нам обоим удалось вписаться в него без проблем. Почему? Потому что я вовремя взял на себя ответственность и мой комментарий по радио сыграл решающую — активную! — роль. Другими словами, все члены группы должны смотреть по сторонам не только за себя, но и «за того парня». Все верно — в тот момент Elaine была ведущим нашей маленькой группы, но если бы я принял пассивную роль «рядового участника, который просто держится в хвосте и не отстает», мы оказались бы оба рядом в одном кювете, и счастье, если мы сумели бы дожить до реанимационного вертолета.
Быть участником колонны — значит обладать постоянной поддержкой товарищей, которые увидят то, что можешь не заметить ты, и совместными усилиями правильно оценят ситуацию, в которой ты один мог бы растеряться. Рядовые члены группы всегда помогут в беде, и совместно принятые решения всегда оказываются оптимальными. Я знаю, что каждый из моих соратников в любой момент поездки играет активную роль и подстраховывает соседа, и это даже не вопрос. Страшно подумать, что кто-то из моих друзей не смог бы вовремя предупредить Elaine о том повороте, не окажись там меня. Если ситуация может развиться или уже развивается в опасную сторону, никто из нас не будет слепо держаться за лидером. И что более важно, никто из нас не позволит лидеру оказаться в такой ситуации. Потому что у каждого из нас — активная роль.