Опытнейший американский инструктор ведет «курс молодого бойца». Новичок старается сохранить вертикальное положение мотоцикла по двум причинам:

    * он просто боится, помня свое первое падение, которое произошло на малой скорости в крутом повороте… Да и на тормоза тогда сдуру надавил…;о
    *он считает, что у двигателя не хватит тяги на низах и мотоцикл завалится на малой скорости потому, что заглохнет мотор. (На эту тему смотри заметку под названием «Завалил мотоцикл? Ничего страшного»).- Двигатели глохнут или потому что они холодные, а подсос вытянуть забыли или поленились вытянуть как надо, или на горячую — если холостые выставлены слишком низко. Вывод: на холодном двигателе нечего практиковаться выполнять повороты на малой скорости.

Нормальный мотоциклист сам почувствует, когда его движок может раскручиваться под нагрузкой без опасности заглохнуть. Иначе при развороте приходится концентрироваться на движениях ручки газа вместо того, чтобы держать равновесие.

Чтобы развеять страхи новичков при наклоне мотоцикла в повороте, приведу пример — вначале теоретический, а затем практический.
alt
Представь себе предмет с низко расположенным центром тяжести. Вообрази, что ты держишь в руке швабру с насаженным на нее с одного конца шаром для боулинга. Твоя рука посередине ручки, швабра — вертикально, шаром вверх. Насколько ты сможешь отклонить ее от вертикали, удерживая одной рукой? Понятное дело — приходится держать ее почти вертикально, шар-то тяжелый и находится наверху. Стоит ему отклониться хотя бы немного вбок — и он тянет за собой всю швабру. А теперь переверни швабру шаром вниз, поставь шар на пол и попробуй еще раз.

Оказывается, что теперь ручка швабры может отклоняться от вертикали довольно далеко, и вернуть ее в вертикальное положение не составляет проблемы. В этом и состоит суть низко расположенного центра тяжести.

После теоретического примера переходим к практике: ученики двигаются на мотоцикле прямолинейно, стоя на подножках. При этом они покачивают мотоциклы влево-вправо подобно маятнику, не поворачивая при этом руль, и стараются, чтобы головы оставались на прямой линии.

Мотоциклы как бы пляшут под ними, а туловище вместе с головой сохраняет максимально вертикальное положение. Несмотря на «пляску», мотоциклы сохраняют почти прямолинейное движение, и вероятность падения полностью отсутствует, потому что для этого центр тяжести находится недостаточно высоко, и ученики видят это на личном примере. Я прошу их проехать еще несколько кругов уже сидя в седле, проделывая такие же движения рулем и ровно удерживая голову.

Многие из нас в повороте любят наклоняться вместе с мотоциклом. Но я выяснил, что новичка обычно легче научить проходить вираж и они охотнее, без опаски наклоняют мотоцикл, если сами при этом сохраняют как можно более вертикальное положение. Поэтому после того, как они освоят первое несложное упражнение — раскачку, сидя в седле и удерживая голову на воображаемой прямой — я прошу их усложнить его и теперь выполнить поворот исключительно за счет наклона мотоцикла, продолжая сохранять вертикальное положение тела. Я настаиваю на том, чтобы при выполнении этого упражнения они держали голову вертикально в том же самом положении, что и при движении по прямой — то есть «чтобы положение линии горизонта относительно линии глаз оставалось неизменным».

Это может показаться странным, но именно так многим бывает легче привыкнуть к мотоциклу и преодолеть инстинктивный страх перед поворотом. После нескольких кругов они сами начинают удивляться тому, как сильно им удалось накренить мотоцикл, сумев удержать голову в том же положении. Я заставляю их продолжать тренировку, постепенно увеличивая угол наклона до тех пор, пока они фактически не начнут отталкивать руль в сторону от себя на расстояние вытянутых рук. При этом голова сохраняет почти вертикальное положение, а мотоцикл наклоняется в повороте все сильнее и сильнее. Со временем выполнять это упражнение становится все легче и легче.

Теперь перейдем к наклону мотоцикла и плавному развороту в ограниченном пространстве, например, на парковке. Ученик находится на мотоцикле с работающим двигателем и поворачивает руль последовательно до упора сначала налево, затем направо. Я утверждаю, что из любого из этих положений он может тронуться и начать движение. Это страшно лишь поначалу, но со временем привыкаешь и это получается само собой.

Методика трогания с места с полностью вывернутым вбок рулем отрабатывается нами многократно, со стартом в обоих направлениях, вплоть до достижения автоматизма.

На следующем этапе обучения я говорю ученику: «Отлично, ты научился выполнять это упражнение, и на этой парковке для тебя проблем не будет. Остановка, руль повёрнут в сторону до упора, трогание с места. А теперь попробуй, насколько быстро при таком трогании ты сможешь поставить ноги на подножки!». И если предыдущее упражнение отработано правильно, то сам того не замечая, ученик просто слегка наклоняет мотоцикл, моментально ставит ноги на подножки еще в статике, не начав движения, и плавно трогается с места. Теперь он сможет развернуться в любом самом узком месте, насколько это позволяют ограничители руля.

Чуть не забыл самое главное! Не забудь объяснить ученику, что если в этот момент нажать на тормоза, то падение неизбежно!!! Медленный поворот и торможение — вещи несовместимые. Поэтому прежде чем начинать тренировать такой разворот, я поясняю ученикам, что не нужно бояться падений на малой скорости. В завершение «учебного процесса» я демонстрирую ученикам видеозаписи мотогонок и обращаю их особое внимание на то, что в виражах гонщики почти не наклоняют головы, и что если мотоцикл движется со скоростью более 20 миль/час (32 км/ч), то можно вполне БЕЗОПАСНО наклонять его в повороте вплоть до касания асфальта подножками!! Нужно раз и навсегда вбить себе в голову, что если у тебя появляется ощущение, что в этом повороте дальше наклонять мотоцикл уже нельзя, то САМОЕ ВРЕМЯ все-таки наклонить его еще больше с одновременным увеличением подачи топлива (не закрывать ручку газа!!!!).

На протяжении всего урока я не перестаю твердить ученикам о том, что о применении тормозов на малой скорости при маневрировании в ограниченном пространстве надо забыть. За равновесие мотоцикла и управление им на малых скоростях в указанных ситуациях отвечает не правая рука, а левая — сцепление. Я учу их «играть» сцеплением и регулировать скорость движения за счет проскальзывания пакета дисков, и таким образом они понимают, что это более надежный способ выдержать желаемую траекторию при медленной езде! Я постоянно напоминаю новичкам, что при наклоне мотоцикла (подразумевается, что ты наклоняешь его для поворота) надо ЗАБЫТЬ О ТОРМОЗАХ, иначе ты его обязательно завалишь, и что перед торможением для полной остановки мотоцикл необходимо предварительно ВЫРОВНЯТЬ!!!

Цель моих уроков — продемонстрировать на практике, что и на малых скоростях мотоциклы легко управляются при условии наличия правильных навыков. И вскоре мои ученики проходят повороты вполне профессионально. Наклон в повороте из пытки превращается для них в увлекательное и нормальное, контролируемое действие.

News Reporter

Добавить комментарий