Советы мотопутешественникам от John McGhie (Австралия)

Ну что, у кого-нибудь из вас найдется парочка рекомендаций по поводу того, как подготовиться к большому путешествию на мотоцикле? Посоветуете что-нибудь полезное?

Конечно, я и сам знаю, что мне надо было мне задать этот вопрос пораньше, еще ДО того, как я отправился в свою первую длительную поездку! Ну да ладно, что было, то было. Из Сиднея я дважды мотался в Дарвин, дважды в Аделаиду, три раза побывал в Брокен Хилл, а уж в Брисбене и Сиднее — вообще не перечесть. Так что теперь кое-какой опыт у меня тоже имеется. Вот что надо сделать перед поездкой:

   1. После того, как забрал мотоцикл из сервиса, неплохо бы покататься на нем пару деньков, чтобы все новые детали притерлись, а если уж чему суждено сломаться, то пусть это случится недалеко от дома. Обслуживание может здорово повлиять на многие вещи. Например, после ремонта может начать глючить электрика, а все потому, что двигали провода и разъединяли клеммные колодки. Механики тоже иногда ошибаются. Так что лучше обнаружить такие проблемы перед стартом. У меня однажды было такое — я доехал аж до самой Параматты, а это 26 км — и на светофоре вдруг чуввствую, что правой ноге вдруг становится слишком горячо. Смотрю вниз и вижу, что вся правая сторона мотоцикла вместе с задним колесом и со мной — в масле! Механик забыл дотянуть крушку маслозаливной горловины, и она естественно открутилась и вылетела. Стоило мне попытаться повернуть направо, что я собственно и намеревался сделать на следующем перекрестке, падения было бы не избежать. В другой раз, тоже после сервиса, обнаружил, что механик не затянул крепление заднего тормозного суппорта. Это вообще ужас. Не стоит и говорить о том, что я в эти сервисы больше ни ногой.
   2. Позаботьтесь о том, чтобы как следует продумать способ крепления багажа НЕПОСРЕДСТВЕННО к мотоциклу. С рюкзаком за спиной можно ездить лишь на короткие расстояние, не более часа, но добраться с ним до Дарвина будет ой как затруднительно. Это будет не поездка, а самая натуральная агония.
alt
      Используйте эластичные ленты с крючками на концах, а не веревки. В пути ЛЮБОЙ багаж имеет тенденцию отвязываться в самый неподходящий момент. Веревки ослабевают, а резиновые ленты будут все время находиться в натяжении.

      Одежда и туристические сумки должны быть специально предназначены для мотоциклистов или мототуризма. Обычные туристические вещи не всегда подходят, потому что их задача — быть как можно более облегченными, и они изначально не предназначены для того, чтобы трепаться на ветру на скорости 100 км/ч и больше, то есть собственно для мототуризма. Я пользуюсь мягкими сумками фирмы Gearsack. Многие люди предпочитают Hallmark. Я предпочитаю не связываться с пластиковыми кофрами, о которых ходят легенды долговечности — они все равно трескаются, протекают или ломаются. Кроме того, они слишком дороги. Мягкие же сумки не раз улетали с моего мотоцикла (потому что я не соблюдал Правило №2), но всегда «выживали в катаклизме», пусть и немного помятые.

      Перед тем, как закрепить мягкие дорожные сумки, закройте места их соприкосновения с окрашенным пластиком мотоцикла широкой липкой лентой типа duct tape, которой обычно закрывают щели и отверстия в проемах для кондиционеров. В принципе пойдет и любая другая широкая клейкая лента. Если этого не сделать, то будьте уверены, что через пару дней песок и грязь, которые забиваются между мягкой сумкой и пластиком, протрут краску до грунта. А налепить кусок ленты не займет много времени.

      Заранее позаботьтесь о нескольких больших полиэтиленовых мешках для мусора и положите в них все то, что при любых условиях должно оставаться сухим. Их также можно использовать как внутренние вкладки в мягкие туристические сумки и собственно багаж упаковывать в них. Соверменные сумки для мототуризма в принципе достаточно водонепроницаемы, но не бывает ничего идеального, так что лучше перестраховаться. Если в поездке над вами разразится тропический ливень, шансов остаться сухими без пакетов у вещей не останется.

      Если вы берете с собой фотоаппарат и собираетесь фотографировать в дороге, стоит положить его в пакеты типа zip-lock с замком. Пыль имеет способность проникать ПОВСЮДУ, что может обернуться необходимостью выкладывать деньги за новую камеру. Новую пленку можно возить в карманах куртки, а отснятые пленки — сдавать в проявку по пути следования. Как правило, лаборатория будет рада оказать вам услугу и выслать кадры вам домой по почте. (Ха-ха, not in this country. — Прим. перев.) Почему в этом случае стоит поторопиться? Экспонированную пленку желательно держать в сухости и прохладе, а в мотопутешествии эти условия трудновато обеспечить.
   3. Основной вес багажа следует постараться разместить ПОНИЖЕ и поближе к ПЕРЕДНЕЙ ЧАСТИ мотоцикла. НИКОГДА ничего не привязывайте к рулю или переднему обтекателю. Разверните рюкзак задом наперед и усадите его на пассажирское сиденье, и при этом постарайтесь не паковать в него тяжелые вещи. Если все-таки в него надо положить что-то тяжелое, положите это на самое дно рюкзака. То же самое касается верхних и боковых кронштейнов для багажа, установленных на мотоцикле — ничего не может быть хуже, чем избыточный вес, расположенный позади оси заднего колеса. Мотоцикл начинает вести себя на дороге просто по-свински, и постоянные рысканья ОЧЕНЬ изматывают. Я пользуюсь седельными сумками фирмы Gearsack, которые перебрасываются через сиденье пассажира и располагаются примерно в районе пассажирских подножек.
   4. Не пожалейте денег на набор для ремонта шин, и кстати — пусть продавец покажет вам, как им пользоваться! Сначала, конечно, надо бы узнать, какие шины установлены на вашем мотоцикле — камерные или бескамерные. Спросите механика, потому что не всегда то, что написано на боковине, соответствует действительности (кое-кто предпочитает монтировать камеры в бескамерные покрышки, что, по моему мнению, довольно опасно, но хозяин — барин). Мой набор называется «Rep+Air». В пластиковой коробке размером с сигаретную пачку находится все, что нужно — резиновые пробки, клей, аппликатор, нож, кусочек мела и баллончик со сжатым воздухом и переходником под ниппель, чтобы надуть отремонтированную шину. Стоит он порядка 35 австралийских долларов и если вы думаете, что это дорого, позвоните в местную компанию, оказывающую услуги по эвакуации, и спросите, сколько возьмут они при перевозке мотоцикла, скажем, на 200 км. Сразу оговорюсь — оборудование, предназначенное для разбортирования автомобильных шин и применяющееся на сервисах, не подходит — оно испортит
   5. обод. Так что придется искать специализированный мотосервис. А проще запастись таким набором. Неплохо было бы выкроить денег на покупку тюнингового сиденья, более комфортабельного по сравнению со стандартом. Кто-то обходится овечьей шкурой, сшитой по форме сиденья и наброшенной сверху, а кто-то кладет несколько слоев мягкого коврового покрытия. Одна из самых больших проблем мотопутешественников — необходимость сидеть час за часом в одном и том же положении. В таких случаях более удобная подкладка под вашу
   6. пятую точку — настоящая находка. Важно надежно ЗАКРЕПИТЬ ее на сидении! Если позволяет форма бензобака, можно воспользоваться сумкой на бак, в которую обычно кладут самые мягкие вещи, которые не жалко смять. Тогда в дороге можно прилечь на нее и дать рукам отдохнуть. Я проезжаю таким образом по 1000 км в день и устаю намного меньше — это действительно помогает. В дороге надо обязательно иметь хорошие очки от солнца, баллончик с жидкостью для очистки стекла шлема (я пользуюсь раствором Barrs Bugs) и полрулона туалетной бумаги, причем разместить это так, чтобы при необходимости не распаковывать полсумки. Дерево-то всегда можно найти, но вот позаботился ли ты обо всем остальном?! Кроме того, под рукой надо иметь как минимум литровую бутылку с питьевой водой. Когда придет время, ты увидишь, что постоянный обдув ветром сушит организм. Я обычно пью кока-колу (сахар и кофеин взбадривают!), но неплохи и спортивные высококалорийные напитки. И уж конечно не стоит употреблять алкоголь до тех пор, пока ты не уверен, что
   7. остановился на ночлег. Поаккуратнее с таблетками от головной боли — нет ничего ужаснее, как внезапно осознать, что ты только что проснулся — и это на скорости 100 км/ч!! Кроме всего прочего, я всегда вожу с собой крем от загара, спрей от комаров, зубную пасту и щетку, мыло и полотенце. ЗНАЙ свой средний расход топлива и заранее планируй остановки для дозаправки. В Австралии самый длинный участок дороги без бензоколонок — 253 км, и большинство даже небольших мотоциклов легко преодолеют такой перегон на одном баке. Если случилось так, что ты пропустил заправку и предвидишь проблемы с топливом, сбрось скорость до 80 км/ч — это оптимальная скорость для мотоцикла в смысле расхода горючего. Медленнее или быстрее — и бензин будет расходоваться зазря. И помни о том, что тебе тоже нужно заправляться. Обычно мне хватает шоколадного батончика и пакета молока на каждой остановке: они поддерживают уровень сахара в крови и ты всегда находишься в полной боеготовности. Не стоит сильно наедаться, если только ты не планируешь остановиться до утра или по крайней мере покемарить часок-другой после еды.
   8. Регулярно проверяй уровень масла и давление в шинах. В начале поездки проверяй масло вообще на каждой дозаправке, чтобы понять, насколько быстро оно угорает. Мотоциклы, которые практически не расходуют масло в городе, могут проявить повышенный масляный аппетит при длительной нагрузке и высоких оборотах на трассе. Однажды в поездке у меня угорало до литра масла на каждые 300 км, но тогда я действительно откручивал газ на полную! Давление в шинах можно проверять каждое утро перед стартом. Естественно, манометр должен быть достаточно точным, или в крайнем случае вы должны примерно знать, на сколько он ошибается. Всего 2-3 фунта на кв. дюйм (0.1-0.2 атм) довольно сильно могут повлиять
   9. на поведение мотоцикла и на скорость износа шин. И уж конечно, вы заранее позаботитесь о том, чтобы вовремя сменить изношенную резину и не остаться с торчащим из покрышки кордом посреди пустыни, не так ли? Не надо так делать, тем более что я однажды уже сделал это за вас, и уверяю, что это удовольствие не из приятных. Купите хороший дорожный атлас и возите с собой. Я пользуюсь австралийским атласом путешественников, выпущенным British Petroleum. И поаккуратнее с дорогами местного значения, второстепенными дорогами и оценками времени в пути, указанными в атласах! В издательствах находятся идиоты, которые думают, будто это очень смешно — заслать тебя эдак километров на 200 в неверном направлении. У них не хватает ума понять, что запас топлива на мотоцикле ограничен и что кому-то это может стоить жизни. А если в атласе указано время в пути, будьте уверены — у вас никогда не получится прибыть в конечный пункт за это время. (Весьма спорное утверждение, по крайней мере для России. — Прим. перев.) Вы удивитесь, когда увидите, как быстро перемещаются полноприводники по местным и второстепенным дорогам — они едут, казалось бы, не быстро, зато им никогда не приходится тормозить! Более того, в их понимании хорошей дорогой может считаться любая усыпанная кочками и глубокими лужами колея, по которой на дорожном мотоцикле вам придется еле плестись по уши в грязи.
  10. Не забывайте про дождевики и надевайте их в холодную погоду. Однажды в тропиках Квинсленда я чуть было не отморозил себе кое-что — после того, как решил, что в эту поездку в солнечный Квинсленд дождевую одежду брать не стоит.
  11. Мотоодежда не должна сковывать движений и должна быть удобной, при этом и болтаться на ветру тоже ничего не должно. Хлопающая при порывах ветра куртка черех несколько часов начнет производить эффект молотка для отбивания мяса — кожа будет слезать клочьями!

Вот, собственно, и все, что пришло мне в голову. Если соблюдать вышеперечисленные требования, поездка должна быть легкой и необременительной. И получайте удовольствие от езды: мотоциклы — одно из самых больших наслаждений. Добро пожаловать в этот мир!

News Reporter

Добавить комментарий